так выделены мои комментарии
Я не хочу опускаться до уровня крикливых журналистов и кричать о вселенском заговоре, об ужасающих покемонах, которые разрушают детскую психику и прочем бреде.
Но вред аниме очевиден, и закрывать на это глаза никак нельзя.
Посмотрим, посмотри, что же человек подразумевает под вредом. Хочу сразу заметить, что упор почему-то делается на сериалы. Может автор не видел ничего кроме них? Говоря о крикливых журналистах, автор, собственно, сам не далеко ушел от них, не разобравшись в теме о которой пишет.
Основные негативные моменты.
1. Шаблонность и стереотипность. Любой, кто видел хотя бы несколько анимешных сериалов не может не подтвердить, процентов 80 всех сериалов - штамповка, в которой совершенно не ощуается авторская работа. Каноны жанра, каноны целевой аудитории, специфика таймслота, общепринятные анимешные шаблоны - всё это лишает авторов возможности сделать что-то своё. Более того, спустя несколько месяцев просмотра, почти каждый может выучить тот "японский", на котором говорят в аниме - он настолько примитивен, что даже не изучая языка как такового можно без проблем понять когда и кто что скажет.
О да, я тасчусь! Видимо, я даун, раз, после просмотра стольких сериалов, выучил только несколько японских слов, а понять диалоги без саббов и дубляжа ну никак не могу. И почему это только про сериалы идет речь? И разве чем-то лучше все остальные виды кинематографического/анимационного искусства? Да ни чуть, там уже даже шуток оригинальных нет.
Если для отаку мелочь, то для подрастающего ребёнка постоянные повторы, зацикленность, шаблонность, безусловно становятся средством оболванивания. Не в том ажиотажном смысле, как пишут журналисты. Просто ребёнок выростает лишённый многих книг, без должного развития, без способности нестандартно мыслить.
А "Том и Джери" лучше? Или, может, в нашем "Ну погоди!" нет повторов и шаблонности? Да и что проще ребенку увидеть аниме или "Симпсонов"? А книги и развитие - это не телевизора забота, а родителей, если дите им ни разу не нужно, тогда, хоть что смотри, вероятнее всего, ничего путного не вырастит.
2. Длительность. Аниме длительностью в 200 серий? Норма для успешных сериалов. Представьте себе, в течении года, ежедневно показывают сериал, в котором НИЧЕГО НЕ ПРОИСХОДИТ. Кто-то кого-то очередной раз побеждает, но победа не даёт ничего - завтра снова придётся драться. И это должно воспитывать в ребёнке идею о "победе добра"? Да какое же это добро, которое не может расквитаться с врагом, которое день изо дня повторяет одно и тоже, но так и не добивается своего? Воспитательный момент таких вещей явно негативный.
Это дефект всех сериалов, не важно, аниме или очередные Менты. Разве менты всех в своем сериале переловили/пересажали? А вот если отвлечься от примеров на сериалах, то сразу становится видно, что все совсем не так, как кажется автору.
3. Проистекающая из вышесказанного глупость главных героев. Постоянный "откат на исходные позиции" к каждой серии явно не демонстрация умственных способностей главных героев.
Все проблемы они решают или при помощи силы, или при помощи технических приспособлений, данных им свыше (об этом в следующем пункте). Никаких попыток подумать. И если в старом аниме, когда производство велось ещё без использования компьютеров, можно было найти вещи, где победа главного героя достигалась разумом, то в последних вещах явно наблюдается откровенная пропаганда идеи "бей, потом разберёмся".
см. предыдущий коммент.
4. Проблема "Божественной машины". В 3/4 сериалов всякие проблемы решаются при помощи чужих сил. В момент проблем, главному герою (героине) просто приносят очередную железку (супер робота, магический жезл повышенной кучности, новое наимощнейшее заклинание) при помощи которого и решаются проблемы. Вместо их решения СИЛАМИ самого героя, герою нужно лишь дождаться помощи. Если такое можно принять в "сказке для взрослых", которая служит лишь для утешения несостоявшихся устремлений и мечтаний (см раздел про отаку), то для детей, которые УЧАТ ЖИЗНЬ по окружающему их миру, такие вещи могут разрушить желание что-либо делать самому.
На 3 пункта одно и тоже растянул. Смотрим комментарий ко второму пункту.
5. Проявления сексуальности.
Это вообще вопиющая проблема. Японские представления о сексуальной культуре катастрофически отличаются от принятых на Западе или (тем паче) в России. Издревле существующая и почитающаяся культура проституции (сравните отношение к шлюхе в России и к гетере в Японии),
Гетеры к Японии не имеют ни малейшего отношения, даже по временному сопоставлению. В Японии были гейши.
нейтрально-спокойное, я бы даже сказал, возвышенное, отношение к гомосексуализму, потакающее отношение к педофилии (детские ношенные трусики, продающиеся педофилам в магазинах в качестве фетишей - это норма в Японии!!!!!). Разумеется, у японцев есть свои моральные запреты, которые не переступаются. Но, когда аниме показывается русскому ребёнку, он увидит то, что вообще говоря, в нашей культуре табуированно, а отсутствие тех моментов, которые табуированны для показа в Японии просто пропустит. В результате неявное, но очень сильное подтачивание морали и этических представлений.
Сравнивать гейш и проституток в корне некорректно. Гейши имели высокий статус и, соответственно, уважение. Это происходило от уровня их интеллектуального развития. Гейша была не подстилкой, как наши шлюхи, а спутница свободного времени, способная развлечь, увлечь и создать условия для интересного во всех отношениях отдыха. Если бы наши "Маньки подзаборные" умели слагать стихи, организовывать интеллектуальный досуг и просто быть интересными собеседницами, тогда наше общество значительно бы обогатилось.
6. Проявления жестокости.
Наравне с сексуальность, у японцев весьма специфичное (по российским меркам) восприятие жестокости. Могу только напомнить о харакири, о традиции совершать двойное самоубийство влюблёнными, о камикадзе. Вообще, менталитет японцев в вопросах ЧУЖОЙ смерти ещё более искажён (опять же, с российской точки зрения, я никак не хочу обидеть самих японцев). Убийство врага (пусть даже и мучительное) не считается за проявление жестокости. В старом аниме (середина 70ых, начало 80ых) в аниме для детей, порою, можно было встретить сцены, которые даже в фильмах ужасов не показывают, с отрыванием рук, ног, показом выпадающих из вспоротого живота внутренностей, луж крови.
В последнее время, под влиянием американских морализаторов, введением чуждых для Японии рейтингов по уровню жестокости, но начал снижаться, но даже сейчас выходят невероятно (по российским меркам) жестокие мультфильмы (например, можно назвать относительно новый сериал Берсерк, где показывают изнасилование женщины демономна глазах у её друга, которого в этот момент жрёт монстр, или Цельнометаллический Алхимист, где отец превращает дочку и её собаку в химеру, где кровь, порою, покрывает героев с головы до ног).
Смотрю и вижу в каждом аниме жестокость во всех сценах. Аниме очень четко разделяется по возрастным категориям и целевым группам, которые запросто можно спроецировать на российские реалии. Я, честно говоря, уже устал давать в пример фильмы и мультики, которые к аниме не имеют отношения, потому что там это тоже есть, не редко в большей степени. Фильмы ужасов - это не отрывание рук и ног, но вспомним-ка фильм "Клетка" - если не смотрели - рекомендую - фильм мне понравился, а автора, возможно, заставит задуматься над своими словами. А еще, советую почитать здесь про жестокость виртуальную.
7. Излишняя эмоциональность актёров.
Эмоциональность озвучивающих актёров (сейю) обычно называется среди преимуществ фанататами японской анимации, но в реальности это великое зло. Сильные эмоции в момент радости - это, наверное, хорошо. Но с такой же (а может и большей) убедительностью, показывается горе, страх, ужас персонажей. Можно вспомнить Гамельнского Виолиниста, Евангелие Нового Поколения, где персонажи кричат настолько страшно, сильно, что даже у взрослого зрителя внутри всё сжимается (что же говорить о ребёнке, который увидит ТАКОЕ?). Представьте себе 8ми летнюю малышку, вдруг, увидившую в мультике, как огромный монстр жрёт у неё на глазах её любимого щенка, а после подбирается к девочке? При этом слышен визг щенка, крики и стоны девочки. КАК ТАКОЕ МОЖНО ПОКАЗЫВАТЬ ДЕТЯМ?
Детям прямо это насильно показывают? Если они дети, тогда это проблема родителей, а не аниме. Иначе дети могут и порнуху посмотреть, а если они уже не на столько дети, то это нормально - в жизни ребенок может и не такое увидеть, поэтому можно расценивать это и как своеобразную закалку психики.
А вообще, я за эмоциональность, за чувственность и реализм, потому что, кому нужно произведение без эмоций? Еще, может, плохо, что музыканты поют с эмоциями в голосе?..
8. Религиозные аспекты
Как известно, в Японии христианство не пользуется особым почётом и уважением. А большая часть россиян - православные христиане. И что ощутит ребёнок, которму сначала показали как христиане кроваво убивают людей, как "злых" христиан побеждает "добрый самурай", и которому потом родители расскажут какой добрый христианский бог. Я сам "мягкотелый атеист", но уважение к религиозным чувствам других должно быть обязательно, а подобные сцены - это плевок в лицо любого верующего.
А при чем здесь уважение к религии? Или надо скрывать историю? Ну давайте всем внушать, что христианские деятели никогда никого не убивали, что не было "Молота ведьм", что не было крещения Руси, что не было, колонизации Америки. Да и про большую часть Россиян - это слишком уж сказано; к тому же, здравомыслящий человек все воспримет правильно и своему чаду сможет объяснить.
9. Красивое зло
Аниме стремится сделать красивым всё. В частности, злых персонажей. Как можно показывать детям мультфильм про Ангела Смерти пришедшего к девочке, в котором ангел вызывает симпатию и умиление? Как можно показывать вещи, в которых злые героини, демоницы откровенно превосходят добрых как умом, так и красотой?
Это "их" культура. Между прочим, в Голливуде с недавних пор пошло такое же веяние - делать злодеек (sic!) красивыми. Это ни разу не плохо - добро и зло относительны.
Вообще, изначально я хотел написать эссе на эту тему под названием "Долой аниме!", однако, найдя эту статейку, решил, что так будет показательнее. Что, собственно и видно. Человек говорит, что знаком с аниме, поверим ему, но явно видно, что он воспринял аниме не как отдельную культуру, а как еще одну разновидность мультиков и увидел лишь поверхностный слой.
Ссылку на эту страницу я ему послал, теперь интересно почитать ответ. Если таковой будет, то я его размещу здесь.
Евгений Штоперев Статья взята с сайта "Остановите отаку!"