Дело было вечером, соответственно, делать было нечего, кроме как посмотреть что-нибудь такое, что валяется давно, а руки никак не доходят.
Вот под это самое настроение попался мне фильм 1990 года выпуска с непонятным названием Ryokohunohara Labirinth. Первое слово является именем собственным, поэтому более точный перевод звучит как «Лабиринт школы Рёкунохара». Если ryoko переводится как «путешествие», то школа приобретает значение точки старта для главных героев, которые заканчивают последний класс и уже планируют свое будущее.
Исходник для сюжета аниме найти не удалось, но поскольку в титрах главной «по тарелочкам» значится известная мангака Какиноути Наруми («Вампирша Мийю», Vanderer), надо полагать, были или литературная основа, или манга. В пользу этого подозрения говорит и то, что повествование делится на две линии, связанные друг с другом очень условно, как будто перед зрителем слабо состыкованный рекламный ролик сериала.
Первая линия, школьно-романтическая, о дружбе с детства и мечтах двух мальчиков, один из которых, как водится, застенчивый блондин, другой – энергичный брюнет. Те, кто облизнулся, увидев в жанрах слово «яой», могут проходить мимо – здесь яоя нет, если не считать чего-то, напоминающего поцелуй с призраком. Ну, это так, отнесем к единению душ и способу завлечь зрителя.
Мистическая часть сюжета гораздо менее внятна, только общие слова и намеки. Здесь героиней является дух девушки по имени Фалей, она заперта в подземелье «темного мира» за грех, который ей только суждено совершить. Кто ее мама, которую она все время зовет, и чей голос рассказывает ей о судьбе – неясно. Для Фалей время остановилось, когда ей было 14 лет, поэтому она тянется к Хироки, излучающему свет юности и мечты, забирая этот свет единственным доступным для духа способом – отняв его душу. Как это поможет несчастной, непонятно, но паренек не собирается уходить в мир иной просто так; его держит в мире людей почти братская привязанность к другу детства. После такого лихого начала - длинного флэшбэка к детству героев - начинается самое интересное.
Середина фильма вообще не содержит никакого сюжета, словно художникам надоело сидеть вечером одним, и они позвали в гости парочку знакомых ребят с гитарками, а там и вся группа подтянулась. И они под пивко (или сакэ, а может и чего покрепче) забацали музыкальный клип под электронные ритмы в стиле 80-х прошлого века, этакие звезды дискотек районных домов культуры. Заодно вспомнили «школьные годы чудесные», ну, там кто кем стать мечтал, кто космонавтом, кто учителем. Поскольку пива было много, то и воспоминания получились без слез, соплей и сожалений, душевненько посидели, и настроение у всех отличное. К рассвету ближе гости по домам расползлись, а аниматорам работу сдавать надо, вот и вставили «под сурдинку» то, о чем душа пела – о неразрывной школьной дружбе.
Вулканы, грозы, высокое синее небо и подростки, глядящие на мир из окон школы, – все это, надо предполагать, является символом той нелегкой, но такой заманчивой взрослой жизни. Только в последнем классе мечты о будущем бывают такими яркими; кажется – можно протянуть руку, и звезды сами лягут в ладонь. Эта музыкальная «заплатка» и есть то, из-за чего я пересмотрела «Лабиринт» целых три раза. Захотелось позвонить школьным подругам, полистать фотографии, вспомнились бережно хранимые тетрадки по алгебре с милыми любовными записочками. Ностальгия, понимаешь… Где все это время была госпожа Какиноути, и как она допустила такое безобразие, для меня осталось еще одной тайной этого аниме. Может, поэтому и появилось в названии слово «лабиринт», и непонятно, и смысл, вроде, глубокий.
И только-только под все это расслабляешься, как сюжет вновь возвращается в дебри фантастические и психологические. Последняя треть повествования происходит в мире Фалей, и если бы не плохое качество картинки (в смысле, копии), то изображение пространства, уставленного часами, доставило бы чисто эстетическое удовольствие. Не то Дали, не то «Момо» Михаэля Энде. Все заканчивается, естественно, хорошо, а как же иначе? Хироки придется сделать выбор: что для него важнее – любить или быть любимым. Ответ, к которому он приходит, не мучаясь сильно и не истязая зрителя проблемами самоидентификации: я хочу жить ради тех, кого люблю. Добавить к этому нечего.
Все у мальчишек будет правильно, сбудутся мечты, сохранится неизменной их школьная дружба, финал замечательно светлый и песня в конце легкая, не оставляющая ничего в душе, кроме удовлетворения жизнью. На этой мажорной ноте заканчивается фильм, и минут через десять в голову запоздало приходит вопрос: а с Фалей-то как же? Чем эта история завершилась? Увы, это, как говорится, «науке неизвестно», авторам, подозреваю, тоже.