Честно говоря, была удивлена, встретив здесь в нескольких постах утверждение, что русские мангу рисовать не могут. Российской манги, получается, нет. А почему существует итальянская манга? Почему французы с удовольствием читают мангу, сделанную у себя в стране? Почему корейцы могут создавать великолепнейшие манхвы, по техничности исполнения и филигранности передачи эмоций не уступающие японской манге? Не может не существовать манги у нас, с нашей мультипликацией и нашей же непрекращающейся болезнью Японией и аниме в том числе.
Да, мультики по «Человеку-пауку» мы увидели чуть раньше, чем «Сейлор-мун», но это ничуть не помешало молодым художникам узнать искусство манги и научиться рисовать истории в рамках этого направления. Разумеется, работы комиксистов, таких как Д. А. Кузьмичев, с их подачей материала, оформлением окон и постановкой «баллонов», никак нельзя назвать манга. Но есть, в конце концов, Светлана Чежина а.к.а Цуеси Мидорикава (кстати, кто хотел примера качественной российской манги – прогулялись до «Дирижабля», полистали ее «Сон» или «Портрет»), о которой уже шла речь, есть любители готического пара-панка как Неод, есть, в конце концов, девочка Алисочка (автор «Мотылька и Феи», не знаю, как она подписалась в журнале), у которой уже на первом курсе архитектурного есть свой team и издательство, готовое платить за ее работу.
Другое дело, что каждая нация, как бы сильно ни была проникнута общей идеей, одними истоками, не может сделать одинаковый продукт. У них у всех есть опыт создания манга, еще той, 50-ых годов, но у них есть и своя национальная история, национальный колорит. И подобная эклектика может только дать еще больше силы и рельефности героям и истории любой манга.
Другое дело, что в Японии манга взращивалась долгие годы, а в России ей еще только предстоит оформиться и встать на ноги, на том техническом базисе, который нарабатывался еще в советские годы (опять же про диффузию техник рисунка с национальным колоритом: никто сейчас не скажет вам точно, что и сколько в стилистике потырили мастера СССР, Японии и США друг у друга).
Другое дело, что в России отлаженная система производства манги не встала на поток, что сделала бы манга более искусным и глубоким монолитом, а уже только потом поп-проектом. Сейчас у российских художников еще недостаточно мотивации, чтобы бросать все свои силы и время на рисование манги - издают мало, интерес у поклонников все больше с подозрением, нежели с симпатией. Ну а если будет спрос у читателей, то, наверняка, и тиражи возрастут, и качество продукта, и дополнительных страниц изданию добавят, как уже сделали с «Манга-кафе».